Американцы в Беларуси в 1964 году

15ac1728aa3617b7a0ad047651749e09

>

Это просто фантастика! Представьте: 1964 год, разгар холодной войны, СССР и Соединенные Штаты, мягко говоря, в не самых лучших отношениях. И вот удивленные советские жители наблюдают необычную картину: по дороге в фургоне, запряженном двумя лошадьми, едут американцы. Флаг США гордо развевается позади крытой повозки. Впрочем, многие жители Советского Союза и флага американского-то до этого не видели, но сразу как-то понимали, что эти шестеро — иностранцы. Про путешествующую из США в СССР семью Гиллис писала пресса по обе стороны океана. Путешественники даже попали на первую полосу The New York Times. А необычный вояж американцев за железный занавес начался в Бресте. 12 сентября 1964 года они пересекли границу с Польшей — и остановились около областного центра на ночлег…

TUT.BY нашел дочь путешественника Леона Гиллиса, который был главным инициатором вояжа, — Кэрол Понтон. Во время поездки в СССР ей было 17 лет.


Перед своим первым путешествием семья сфотографировалась около фургона. Тогда Леон со смехом заметил: «Вы все выглядели, как обычная семья, а не путешественники!» Но был неправ: американские журналисты писали, что Гиллисы — самая фотографируемая семья в Штатах того времени после Кеннеди. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

Собкор в БССР газеты «Известия» 12 сентября 1964 года передал в Москву по телефону важную и срочную новость: «В Брест прибыли необычные путешественники, совершающие поездку из США в Москву в старинном конном фургоне. В экипаже — супруги Гиллис — Леон Хилтон и Ивоне Марцелла — с тремя дочерьми и сыном».

К тому моменту за плечами американцев уже было одно большое путешествие — по Америке, в 1962 году они на той же повозке за 294 дня проехали от побережья до побережья. А потом решили покорить Европу и Советский Союз. И у них все получилось!


Кэрол — крайняя слева. Фото: из личного архива

Главным вдохновителем путешествий был, конечно, отец семейства — Леон. Тогда ему был 41 год. В какой-то момент мужчина решил кардинально поменять свою жизнь и соорудил крытую конную повозку в стиле вестерн. Он назвал свой дилижанс The Last Wagon West — «Последний фургон Запада» — загрузил туда семью и поехал. Для того времени такие вояжи и то, что мужчина оставил стабильную работу управляющего рестораном в Ричмонде, было чем-то экстраординарным.


На дорогах в Советском Союзе.


В Советском Союзе.

— В путешествие по США на повозке наша семья отправилась потому, что родители хотели проводить как можно больше времени с нами и показать нам Америку в «черепашьем» темпе, чтобы мы ничего не упустили. В 1961 году по телевизору показывали много вестернов. Нам понравился сериал про ковбоев «Караван повозок» (Wagon Train), и мы подумали, что именно такой фургон — это очень классный транспорт для нашего путешествия. Мы, дети, ждали выезда с нетерпением и тогда еще не представляли, насколько порой будет сложно, — рассказывает сейчас 72-летняя Кэрол.


Журнал «Life» за ноябрь 1964 год

Семья жила в фургоне, умывалась в реках, а еду им приносили чаще всего неравнодушные люди. Поэтому, вспоминает женщина, в первой поездке семейство потратило не очень много денег.


В Чехии

Проехав по США, Леон решил продолжить свои путешествия — и вместе с детьми направился в Европу. До другого континента добирались на океанском лайнере Queen Mary. Двух лошадей, Веру и Марианну, необычным путешественникам в Голландии подарил бизнесмен Фредди Хайнекен (да-да, тот самый Альфред Генри «Фредди» Хайнекен — голландский бизнесмен, создатель пивоваренного холдинга Heineken. — Прим. TUT.BY), который потом на долгие годы стал хорошим другом Гиллисов.


С Фредди Хайнекеном. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

— Путешествие через Европу было для нас чем-то новым. Мы выехали из Амстердама в Москву в 1964 году во время холодной войны. Проехали Голландию, Францию, Люксембург, Германию, Чехословакию, Польшу, Беларусь и Россию. Везде нас встречали замечательно, особенно в странах коммунистического блока. Люди были гостеприимные, добрые и очень интересовались нашим путешествием, — рассказывает Кэрол.

Гиллисы ехали неспешно, часто останавливались в интересных для них местах. Например, разбили лагерь около Эйфелевой башни и жили там около 10 дней.


В одном из европейских городов. Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

И везде фургон становился объектом внимания местных жителей. Особенно при виде крытой повозки радовались дети: они бежали за экипажем следом и с любопытством заглядывали внутрь.

— Люди всегда обращали на нас внимание, особенно в СССР. Некоторые просто останавливали свои машины посреди дороги, чтобы посмотреть на нас. Так парковаться было запрещено, поэтому они поднимали капоты своих автомобилей, мол, тормознули не на нас посмотреть, а из-за поломки. Дети так вообще шли за нашей повозкой по несколько миль, а взрослые, бывало, кидали под копыта наших лошадей цветы. Ночевали мы в повозке под тентом, а наутро очень часто находили на «водительской» сидушке буханки хлеба с солью. Как мы поняли — это знак гостеприимства. Это было очень кстати. Мы в Европе ели в маленьких кафешках, а в СССР они были только в городах, расстояние между которыми было очень большое, — вспоминает Кэрол.


В одном из советских колхозов. ​​​​Фото: из личного архива

На границу с Советским Союзом семья приехала 12 сентября 1964 года.

 — В те годы посетить СССР было сложно. Мало кому это удавалось. Нам повезло получить в Польше советские визы. Более того, нам их выдали совершенно бесплатно, хотя по тем временам они могли нам обойтись в большую сумму. Вопреки ожиданиям, в поездке по Союзу нас никто не сопровождал. Мы могли ехать куда захотим и когда захотим, встречаться с кем угодно. В то время в США был всплеск интереса к жизни в СССР. Папа, который вырос в бедной семье, соглашался со многими социалистическими идеями, ему Советский Союз был близок. Он очень хотел встретиться с Хрущевым. И это бы стало логическим завершением нашего путешествия. К сожалению, никто нам не сказал, что еще за 7 дней до того, как мы приехали в Москву, Хрущева уже отстранили от занимаемой должности. Папа не расстроился, просто был немного разочарован. Казалось невероятным уже то, что мы доехали до Москвы — никто не верил, что у нас получится, — рассказывает Кэрол.


Фото: minsk1067. livejournal

Правда, если по Западной Европе американцы путешествовали в количестве восьми человек, то за железный занавес отправилось только шестеро: один из сыновей четы вернулся в Америку, чтобы закончить образование, а старшая дочь Ли Энн застряла в ФРГ, где у нее случился роман с американским пилотом вертолета, который там базировался. Девушка вышла замуж и дальше с родителями не путешествовала.

 — Из-за новостей в газетах и по радио мы боялись въезжать в Советский Союз. А оказалось, что многие из публикаций были обычной пропагандой. Люди были очень дружелюбные и постоянно задавали вопросы о нашем путешествии. Помню, я тогда подумала: «Наверное, они к нам так тепло относятся потому, что видят перед собой таких же простых людей, как они сами». В СССР мы ехали из польского Тересполя. Переночевали возле пункта пропуска на польско-советской границе и двинулись дальше. На границе нашу повозку осмотрели, и нам разрешили проехать на советскую сторону.


Фото: facebook.com/The-Last-Wagon-West

В Бресте с путешественниками встретился корреспондент советского журнала «Огонек». Леон тогда рассказывал журналисту:

 — Я — простой человек и предпринял свое путешествие только для того, чтобы посмотреть мир и показать его своим детям. Вместе с тем, я патриот своей земли, хотя и не считаю, что США — это предел мечты. У нас немало таких проблем — вроде миллионов безработных, — которые не делают народ счастливым.

Кэрол рассказывает: их отец всегда говорил, что поездка эта для того, чтобы показать детям жизнь.

 — Поэтому в какой бы город мы ни приезжали, мы всегда посещали местное производство и музей. До сих пор помню, какая жара стояла на сахарном заводе в Беларуси (скорее всего, речь идет о Жабинковском. — Прим. TUT.BY).


Журнал Soviet life за 1965 год. Семья Гиллис на площади Победы в Минске

Посещали Гиллисы и колхозы, бывали в гостях у простых жителей. Например, ужинали под Минском у Ольги Шатиковой, бухгалтера одного из сельхозпредприятий страны. А в одном из белорусских колхозов местные мужики помогали им править подковы лошадей.


В Могилевской области

А еще семья попала в кинохронику — художественную и документальную. Так, фургон можно увидеть в полнометражной ленте «Беларусьфильма» «Любимая» и в киножурнале «Новости дня. Хроника наших дней» № 41 за 1964 год.

Вот пароконный дилижанс медленно едет по центральным улицам белорусской столицы в потоке машин и автобусов, вот поворачивает на площадь Победы. Минчане собрались на тротуарах и приветствуют путешественников. Событие!

Есть похожая кинохроника из Москвы: широкие улицы, улыбающиеся москвичи и необычная повозка посередине проезжей части. В столице СССР Гиллисы, помимо проезда по главным улицам города, погуляли на Красной площади. И даже отстояли очередь в мавзолей Ленина.

Путешествие по Европе у семьи Гиллис заняло около года. Примерно пять месяцев они провели в странах соцлагеря, остальные — на Западе.


На Красной площади


В очереди к мавзолею

 — Из путешествия по СССР запомнились живописные пейзажи, маленькие города и люди. Почему-то до сих пор я помню, как женщина под Смоленском выкапывала картошку в поле. А еще очень выделялся Минск. Он выглядел как-то иначе, не так, как остальные советские города. Все было красиво и наполнено историей. Мы хотели издать книгу по итогам своих путешествий. На сегодняшний день она написана наполовину. Пишем и сейчас. К счастью, сохранились наши дневники, фотографии, вырезки из газет, — говорит Кэрол.

Путешествие закончилось в Москве. Американская семья возвращалась домой сначала на машине до Амстердама, а потом на корабле Statendam в США. Фургон увезли с собой, загрузив его в контейнер. Что касается лошадей, то одна из них — Марианна — заболела в России.

 — Семь ветврачей приехали к нам из Москвы, чтобы ее спасти. К сожалению, не удалось. Вторую лошадь, Веру, мы подарили колхозу под Москвой, — говорит Кэрол. —  Из путешествия мы привезли много писем, значков, игрушек, монеток, книг и фотографий, но самое ценное — это память о людях и их доброте. Благодаря им мы осилили весь путь. Мы всегда хотели проехать в повозке по Европе и СССР еще раз, но на новое путешествие уже больше никогда не было ни денег, ни времени: работа, школа, заботы. Та поездка оставила много приятных воспоминаний: встреча с мистером Хайнекеном в Амстердаме, неделя под Эйфелевой башней в Париже, Минск, ужин в гостях у родителей Юрия Гагарина и наш проезд на повозке по широким улицам Москвы, — вспоминает Кэрол.

Леон Гиллис умер в 2010 году. Чуть позже умерли его жена и старшая дочь Ли Энн.

Читайте также

Заговорщики. Как сложилась судьба тех, кто сверг Никиту Хрущева?

Покоритель Северного полюса. Как создавалась первая в мире атомная подлодка

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

23 комментариев к записи “Американцы в Беларуси в 1964 году”

  1. Order Viagra Online

    buy sildenafil

  2. real money casino online usa

    wind creek casino online play

  3. red dog casino

    online casino for real cash

  4. viagra without doctor prescription

    viagra canada

  5. legitimate online slots for money

    real money casino games

  6. online casino slots no download

    best online casino usa

  7. online payday loans

    no credit check loans

  8. cash advance

    installment loans

  9. instant loans

    online payday loans

  10. viagra prescription

    viagra pills

  11. casino game

    online casino usa real money

  12. casino slot

    real money online casinos usa

  13. buy generic viagra

    viagra online canada

  14. viagra sildenafil

    generic viagra cost

  15. viagra generic

    buy generic viagra

  16. canadian pharmacy cialis

    cialis 10mg

  17. best casino online

    play online casino real money

Оставить комментарий