>
А вы играли со своим директором школы в шахматы на реферат? Может, на беллите блины пекли да со шкварками ели? Нет? А вот ребятам Осиновского детского сада — средней школы страшно повезло. Учреждением уже восьмой год управляет молодой и очень креативный директор Денис Никифоров. Он называет себя «многодетным крестным отцом» и постоянно придумывает все, чтобы школа и агрогородок не пустели. И ведь получается!

Этим материалом TUT.BY продолжает свой проект «Я живу» — о деревнях, агрогородках, поселках с интересными (и порой даже смешными!) названиями, где нет гипермаркетов, парков, ресторанов и баров, порой — даже школ и рабочих мест. Зато есть люди — те маленькие и незаметные порой Личности, которые живут в нашей с вами стране: рождаются, женятся, растят детей, встречают гостей, ищут работу, хоронят стариков — и очень любят свою родину. Это проект не о попсовых и вылизанных турмаршрутах, это истории о настоящей Беларуси и настоящих белорусах, а еще — об искренней любви к месту, где остаешься по какой-то причине или вопреки ей.
Школа-сад в агрогородке Осиновка немноголюдная — всего 41 ученик и 13 детсадовцев. И это, говорит директор Денис Никифоров, хорошо. Пока в крупных городах родители нанимают детям репетиторов, в Осиновке — считай, индивидуальное обучение. Еще и с бесплатным подвозом: школьный автобус забирает больше половины учеников и детсадовцев из ближайших четырех деревень.
А Денис Никифоров каждое утро едет из Чаусов, где живет с женой и дочерью, до работы 23 км на «черном Bentley Continental»: так шутит про свой Citroen директор школы. Сам он из Могилева, где окончил МГУ имени А. Кулешова. Он и жена оба по специальности археологи, а в районе оказались по распределению.

— Я же не мог жену одну отпустить, вот и поехал вместе с ней в Чаусский район. Она работала завучем, я — учителем истории в другой школе. Когда предыдущий директор Осиновского комплекса ушел на пенсию, ее место предложили мне. Я и согласился: почему нет? В Осиновке людей немного — и 300 человек нет. Все друг друга знают. А я теперь, как многодетный крестный отец, знаю не только детей, но и всех их родителей, все семьи, где и как живут.
Детям — про жизнь, взрослым — про кроликов и туалеты
Основная функция школы — это, конечно, дать ребенку качественное образование, говорит Денис Никифоров. Но не только: по мнению руководителя, на школе также лежит ответственность за жизнеустройство ребенка.
Объясняет: важно донести до детей, что жить в Минске и работать в офисе, конечно, неплохо, но развиваться можно и даже нужно в сельской местности. Если все станут айтишниками, кто будет производить молоко для их капучино, говядину — для бургеров и сельдерей — для смузи?

И зарабатывать на селе достойно тоже можно, утверждает Денис Владимирович. О зарплатах, правда, говорить не хочет, но утверждает, что в учителя к нему в школу просятся: педагоги здесь «и правда хорошо зарабатывают», но они не просто оттарабанивают от звонка до звонка, а подходят к детям и к работе творчески.
И молодые специалисты в Осиновке остаются. Вот, например, преподаватель информатики работает третий год после распределения, участвует в конкурсах с учениками и уезжать пока не собирается.
В школе учат не только детей, но и взрослых: три года назад тут открыли Центр сельского развития. По сути, на первом этаже школы отремонтировали просторное помещение, превратив его в конференц-зал с высокоскоростным Wi-Fi. Проект спонсировал Европейский союз.
С момента открытия в Центре проходили мастер-классы по экологическому земледелию, по потреблению и экономии водных и энергоресурсов и даже по правильной эксплуатации деревенского туалета — чтобы не нанести вред окружающей среде. Слушатели — все желающие: их собирали, разместив объявление в «главном информационном центре агрогородка» — в магазине.

— Мы в Центре провели первый в Чаусском районе, а может, и в Могилевской области вебинар с фермерским хозяйством из Гродненской области. Его владелец рассказывал о выращивании вешенок и разведении кроликов практически в естественных условиях. Не уверен, что кто-то в Осиновке последовал его примеру, но новое жители точно узнали, — говорит Денис Никифоров.
С финансовой помощью объединения «Живое партнерство» школа провела «зеленый» эксперимент: закупила и установила ветеранам педагогического труда и пенсионерам светодиодные лампы вместо ламп накаливания. Как оказалось, не все знали, что с их помощью можно экономить.
Деньги и дети
Привлечение всевозможной спонсорской помощи — это вообще про Осиновскую школу-сад. Учреждение уже получило несколько «зеленых» сертификатов, участвует в различных конкурсах и получает зарубежные гранты.
— Развиваться нужно в первую очередь нам самим. Да, государство выделяет на это деньги, но ведь для своих детей хочется больше! — говорит директор школы. К слову, его дочь учится в Чаусах — это принципиальная позиция педагога. — Может, я хочу, чтобы мои дети учились в условиях круче, чем в самых навороченных минских гимназиях. И мы с коллективом можем это сделать. Как бы пафосно это ни звучало, но все действительно в наших руках.

И нет, не нужно «раздеваться и работать». А нужно искать, какие проводятся конкурсы, устраивать мозговой штурм с коллективом и писать заявки — креативно и по всем правилам. Такой у директора рецепт. Отсюда — более 33 тыс. долларов привлеченных инвестиций.
Так в Осиновской школе-саду появились новые игрушки, экономные смесители, теплицы с капельной системой полива на солнечных батареях и свой трактор. Еще — комплекты лыж и коньков: последние могут быть и роликовыми, и для катания на льду. Причем спортинвентарь и обычным осиновцам дают напрокат бесплатно — и те активно пользуются.

Летом школьники в Осиновке не только гоняют на роликах, но и работают в садово-овощеводческой бригаде. Все прошедшее лето они вместе с педагогами растили томаты, перцы, огурцы — у каждого была своя зона ответственности. Земледелие на пришкольном участке — исключительно экологическое. Но урожай, который вырастили маленькие фермеры, в школьную столовую не может попасть из-за нюансов законодательства. Зато он просто разлетается на фестивалях и ярмарках, в которых школа регулярно участвует.
— Мы просто показываем ребенку: ты можешь. И можешь, например, не у школы грядку прополоть, а вырастить урожай на нескольких гектарах и заработать деньги. В сельской местности есть люди, которые живут гораздо лучше и богаче, чем в Чаусах, в Могилеве и даже в Минске. Просто они много работают.
И что вы думаете? Это работает: один выпускник уже определился — буду председателем колхоза, иду на агронома. Школа гордится и тем, что ее выпускники идут учиться с целевыми направлениями. Например, двое из пяти прошлогодних точно вернутся — педагогом и работником культуры. Но Денису Никифорову не будет обидно, если девчонки поедут молодыми специалистами и в другие деревни. Главное — чтобы в Чаусский район, домой.
— Целевое направление — это всегда результат совместной работы: учитель + родитель + ребенок, — выдает простую жизненно-математическую формулу директор школы. — Чтобы все сошлось, работать должны все звенья.
Блины со шкварками на уроке белорусской литературы
Учебная программа в Осиновской школе стандартная. Но есть свои фишки. Например, можно сыграть с директором — читай, учителем географии, допризывной подготовки и ОБЖ — в шашки. Если побеждает ученик, то, кроме респекта, в зависимости от ситуации может получить дополнительный балл к отметке, меньшее количество вопросов на тесте или что-нибудь еще.

— Нужно же как-то стимулировать их интерес, запал, стремление к развитию, — говорит директор и хитро улыбается: — Ну, я выигрываю, конечно, но иногда поддаюсь — знаете, сколько тогда счастья у ребенка?
Нестандартный и действенный педагогический подход — вот почему мы завидуем осиновским школьникам. Например, у вас хотя бы один урок проходил в хате у печи под пышные блины с бабкой и шкворчащие сало с колбасками? А у местных девчонок 9-го и 10-го классов — запросто.
Просто педагоги школы придумали проводить интегрированные уроки. Ребята из агрокласса, например, не просто углубленно изучают биологию, но еще и выезжают в местное хозяйство, чтобы посмотреть, как все в работе на земле устроено. Директор школы говорит, что руководитель хозяйства заинтересован в молодых и обученных специалистах. Поэтому экскурсия даже для школьников 5−11-х классов организовывается по одному звонку.
— Мальчишки и со школьным трактором дружат — вместе с педагогом могут даже расходники в нем заменить. А уж от большой техники вообще в восторге. И кто-то же из них обязательно будет в хозяйстве работать, вот увидите, — уверен Денис Никифоров.








А у девчонок из 9-го и 10-го классов — двух Насть, Леры и Вероники — сегодня интегрированный урок белорусской литературы и трудового обучения. Да-да, у печи. Учитель тут — доярка на пенсии. Антонина Ивановна Лавриненко все свои 72 года прожила в соседней с Осиновкой деревне Нежковка. И сегодня она учит девчонок готовить в печи пышные блины. Рецепт, говорит, достался ей от свекрови.
Антонина Ивановна размешивает густое, как сметана, тесто столовой ложкой безо всяких кухонных комбайнов. Рассказывает девчонкам, что оно любит масло, и делится рецептом. А пока разгорается печь, нарезает белоснежное домашнее сало с мясной прослоечкой, выкладывает на другую сковороду «пальцам пханыя» колбасы и отправляет школьниц делать салат из отварной свеклы:
— Часнок пачышчаны — наце, во, ідзіце на тэй стол.
При чем тут белорусская литература, спросите вы? А при том, что блины упоминаются во многих произведениях. Не забудьте про живую мову хозяйки дома, белорусские культуру и традиции.
Школьную столовую тоже оформили в стиле белорусской хаты. Тут на полках даже кувшины с горшками есть — все настоящие, не бутафорские, от деревенских хозяек.

А собранные рецепты блюд осиновских хозяек школа издала небольшим, но красочным сборником. «Верашчака», «Дзьмухаўцы», «Драчона», «Жур», «Камы», «Кіндзюк» — все это осиновские школьницы готовили и сами ели. Вскоре, возможно, сборник рецептов станет меню — у школы созрел новый интересный проект. Денис Никифоров еще многое придумает и сделает, чтобы все не уезжали «в айтишники».
Читайте также

Я живу в Холомерье. Сельский врач построил деревенскую больничку — и она зарабатывает сотни тысяч долларов

Я живу в Демьянках. Как в отселенной деревне остались волки, рысь, Пальма и один Николай Иванович
50 комментариев
Order Viagra Online
sildenafil online
gnc ed pills
pills erectile dysfunction
erection pills
best ed pills non prescription
gnc ed pills
best otc ed pills
cialis 10 mg
buy cialis online
canada pharmacy
pharmacy online
online canadian pharmacy
canadian online pharmacy
Buy cialis online
cialis generic
Buy cheap cialis
Get cialis
levitra
order vardenafil
levitra generic
levitra pill
casinos online
online casino usa real money
gambling games
casino moons online casino
viagra online prescription free
generic viagra reviews
slot machine games
free slots online
cialis dosage
cialis online pharmacy
quick cash loans
loans online
cash loan
cash advance online
cash loan
payday loans
viagra pills
viagra pills
cialis generic
cialis 5 mg
buy cialis
generic cialis
cialis internet
cialis buy
cialis to buy
new cialis
sildenafil dosage
viagra from india
online casino usa real money
best online casino
gambling games
best online casino
viagra online pharmacy
sildenafil online
generic viagra india
what is sildenafil
discount viagra
what is viagra
generic viagra cost
WALCOME
buy viagra canada
WALCOME
generic cialis tadalafil 20 mg from india
tadalafil 5mg
cheap viagra generic
WALCOME
viagra connect
WALCOME
cialis 20 mg
tadalafil tablets
buy cialis online safely
tadalafil cost
best online pharmacy for viagra
WALCOME
tadalafil 20
generic cialis tadalafil
slot machines
slots real money
online casino games
free slots online
buy genuine viagra online canadian pharmacy
WALCOME
cialis pills
WALCOME
cialis generic
WALCOME
sildenafil 20 mg vs viagra
WALCOME
online viagra without subscription
WALCOME
nizagara 100 mg vs viagra
WALCOME
Buy viagra canada
Us viagra
Viagra overnight
Generic viagra cheap
United healthcare viagra
Canadian pharmacy viagra