>
Несколько дней назад абитуриенты узнали свои баллы за ЦТ по математике — и возмутились. Оказалось, если допустить всего три ошибки, можно «скатиться» до 85, зато если едва ли не случайно «натыкаешь» правильно несколько заданий в части А, то получишь целых 40 баллов. Это стало возможным из-за новой системы подсчета результатов ЦТ, которую ввели в этом году. Преподаватель химии Лицея БГУ Андрей Кульша уверен: нововведение позволит попадать в вузы более слабым абитуриентам, но при этом система не так уж плоха — нужно просто понимать, как именно с ней работать. Специально для TUT.BY учитель объяснил что к чему.
Графики, в которых не указан источник, носят иллюстративный характер для понимания объяснений и не базируются на статистике РИКЗ.

Андрей Кульша. Фото: из личного архива
Почему старая система подсчета баллов (на самом деле) устраивала всех
До 2019 года результат теста зависел от количества выполненных в нем заданий абитуриентом. Сделал легкое задание — получил 1 балл, сделал сложное — получил 3−4. Конечный результат абитуриента отражал, насколько он усвоил школьную программу. Получил 40 баллов? Значит, грубо говоря, усвоил примерно 40% всего, что преподают в школе.
Типичное распределение результата выглядело примерно так: максимум вначале, затем резкий спад, большое плато и в конце снова спад. И этот начальный максимум не был на уровне 50 баллов — обычно где-то 25−30. Это оттого, что у очень слабых абитуриентов всегда есть шанс что-то угадать. Даже если взять и посадить за тест в прямом смысле обезьян, которые не знают ничего, в среднем они «натыкают» баллов на 15. В случае с абитуриентами на этот результат накладываются какие-то знания. Итог: где-то угадал, где-то вспомнил, результат — 30.

Самые мотивированные на обучение в вузе находятся в районе области, указанной на графике: где-то от 40 баллов идет уже адекватное ранжирование абитуриентов. Те, кто набирал ниже 40 баллов, — слабые выпускники. ЦТ по старой системе отлично выполняло задачу отсеивания таких учеников и по сути не допускало их к конкурсу в университеты (кроме тех, где недобор). Но главное: люди, которые набирали от 40 баллов, хорошо ранжировались. И поэтому могли честно конкурировать уже друг с другом.
Коротко:
- Результат показывал процент знания конкретного абитуриента.
- Слабые выпускники хорошо отсеивались.
- Влияние угадывания было незначительным для конкурирующих между собой людей со знаниями выше среднего.
В чем суть новой системы?
Теперь же решили воспользоваться международным опытом — привести все шкалы по разным предметам к единой. Смысл теперь не в том, насколько отдельный человек хорошо знает программу, а в том, насколько он хорошо знает ее в сравнении со средним абитуриентом по стране.
В целом все осталось примерно так же: тот, кто сильнее, набирает больше — как по старой, так и по новой шкале. Но шкала ранжирования стала где-то гуще, а где-то реже — разброс в 10 баллов в разных частях шкалы может быть совершенно неравнозначным.
По таблице получается, что случайное угадывание нескольких заданий в А части даст резкий взлет баллов (вплоть до 50), затем идет практически линейный участок (от 50 до 80) и уже от 80 до 100 снова сильный разброс, где ты можешь допустить пару ошибок — и резко «съехать».
Когда абитуриентов оценивают по такой шкале на практике, распределение результатов получается как бы вытянутым (по сравнению со старым) в ровный «колокольчик».

Получается, баллы не отражают, насколько ты сам по себе хорошо знаешь предмет. С математикой — скажем прямо — в среднем по стране дела категорически плохи. Поэтому получить в этом году 50 баллов — это, по большому счету, показать «никакой» результат. Если взять предмет, который традиционно сдают лучше — например, английский, — то здесь уже 50 баллов по новой системе могут о чем-то говорить. Ведь все-таки в среднем абитуриенты знают этот предмет не так уж и плохо — точно не на ноль.
В прошлом году было одинаково легко набрать 60 баллов по русскому и 30 баллов по математике. В этом — 30 по математике превратятся в 60, но 60 по русскому так и останутся 60. Одинаковая сложность по предметам трансформируется примерно в одинаковый балл. В этом смысле справедливость есть.
Коротко:
- «Новые» баллы не отражают реальные знания: так к ним относиться нельзя.
- Результаты по системе-2019 показывают, лучше ты или хуже относительно других абитуриентов.
- Новая шкала снизит разброс баллов по разным предметам (пример: раньше по физике были низкие баллы, по русскому — средние, сейчас они станут одинаково средними).
Это на что-то реально повлияет?
С точки зрения отдельного абитуриента может быть несправедливость, и очень серьезная. Особенно это касается тех, кто не самый сильный, а середнячок. В нижней части шкалы разброс за счет случайного угадывания (или неугадывания) получается большим, около 20 баллов — такова погрешность результата.
Одинаково слабые ребята могут иметь результат с разницей в 20 баллов. После двух-трех предметов разброс превращается в 40. Это много, хотя это все еще погрешность. Зато когда мы говорим об уровне, где необходима уже какая-то подготовленность (баллов 60−80), разброс результатов здесь не получится большим, потому что на этом промежутке небольшой разброс первичного балла не превращается в большой разброс тестового. Разрыв в 20 баллов между 70 и 90 — это уже не погрешность, а серьезная разница в уровне абитуриента.
Ситуация: кто-то набрал 70 по химии и 60 по математике. В сумме — 130. Другой — по химии 90, а по по математике 40. Тоже 130! Но один из абитуриентов реально круче по химии, а результат по математике у них разнится на уровне пары ошибок: оба не особо готовились. В результате может пройти тот, кому больше повезло, а не тот, кто сильнее в профильном предмете. И когда не можешь показать разницу на ЦТ, будешь воевать за аттестат, отбивая каждый балл — именно он может стать решающим. Годовые оценки и сейчас «рисуют», а будут еще усерднее.
Суммирование остается справедливым, когда проходной балл очень высокий — там, где ни по одному предмету мы не можем опуститься ниже 70, ведь иначе просто не пройдем. Это касается специальностей, которые снимают все «сливки». Таких меньшинство: все-таки куда чаще мелькают проходные в 250−300 баллов, особенно в областных городах. У «залетных» людей, которые набрали по 50 баллов по математике, но совершенно в ней не разбираются, куда больше шанс попасть в университет.
В это время вузовские преподаватели уже и так лезут на стенку: к ним приходят совершенно неподготовленные люди. В школах натаскивают на тесты, прививают шаблонное мышление и демотивируют сам процесс обучения. Как только человек пытается рассуждать, сопоставлять и анализировать, это категорически не приветствуется. Итог: имеем способных и талантливых детей, которые оболваниваются. Они приходят в университет и просто воспроизводят заученные факты — из таких людей уже сложно что-то сделать. У преподавателей два пути: первый — искать дарования среди массы и работать с ними, второй — учить «для галочки», потому что самим уже пофиг. Чаще, конечно, выбирают последнее.
Коротко:
- Ценность интервала в 20 баллов получается слишком неравнозначной на «слабом» и на «сильном» уровне.
- Суммирование оправдано на факультетах с высоким проходным баллом (читайте: в меньшинстве случаев).
- На большинство факультетов люди со «случайными» баллами получат бóльший шанс поступить.
- Произойдет снижение общего уровня абитуриентов, как следствие — упадет и ценность образования.
- Усилится «война за аттестат».
Это можно «пофиксить»?
Любая задача должна комплексно решаться. Проблема не в системе подсчета баллов — она совершенно нормальная, это международная практика. Проблема в том, что правила приема старые, а система — новая.
РИКЗ ушел от процента выполнения заданий и выдал нормальное распределение, отражающее уровень абитуриента среди других. Но вместе с этим вузы (если они заинтересованы набирать сильных людей) должны были отреагировать и ввести пороговые баллы в соответствии со своим профилем. Например: если факультету нужны математики, то ему стоит ввести пороговый балл 70 по этому предмету. Если ты не набираешь его, то твоя сумма даже не рассматривается. А уже если набираешь, то конкурируй с другими достойными. Эта схема лишает факультет «залетных» поступивших, у которых случайные 50 баллов по математике, но натасканный на 90 язык.
Более того, такое нововведение позволило бы, возможно, поднять общий уровень студентов на конкретных факультетах. Это повлияло бы на качество образования в целом: и преподавателям интересно работать с сильными ребятами, и ребятам интересно, когда преподаватели хотят с ними взаимодействовать.
Возможно, это надо будет объяснять самому высокому чиновнику Беларуси: то, что сделали, не работает; работает совокупность. У нас же так: разные организации решают разные задачи и не всегда взаимодействуют между собой. Удивительно, но в стране нередко TUT.BY выступает буфером между учреждениями, ведь иначе они просто «не слышат» друг друга: не хватает пропускной способности бюрократического барьера.
Кстати, а что насчет «частично верных» ответов: это хорошее изменение?
Нажмите, чтобы узнать
Скорее хорошо, чем плохо, потому что это увеличивает разрешающую способность теста. Раньше, если чуть-чуть недорешал задание, все — ноль баллов. Теперь тест стал точнее: при том же количестве заданий мы можем получить большее количество баллов.
На «угадывание» это нововведение никак не влияет. Раньше мы угадывали целое задание, сейчас — его части. Можно не угадать часть задания точно так же, как и целое. Выходит, это как будто увеличение количества заданий.
Это хорошо как раз для сильных абитуриентов, у которых 1−2 сложных задания могут «скинуть» почти 10 баллов: с 100 до 91. Не решить вообще — лишить себя целых 9 баллов, решить частично — можно получить уже 97 вместо 91. Так что в этом смысле хуже не стало.
98 комментариев
generic sildenafil
Order Viagra Online
ed meds online
best ed medication
best non prescription ed pills
ed pills for sale
ed pills for sale
buy erection pills
cialis for sale
order cialis
online pharmacy
rx pharmacy
cvs pharmacy
best online pharmacy
Real cialis online
Real cialis online
generic cialis
generic cialis
buy vardenafil
levitra price
buy vardenafil online
vardenafil usa
levitra pill
vardenafil
play for real online casino games
casinos
ocean casino online
online casino real money paypal
viagra reviews
generic viagra reviews
casino slots gambling
parx casino online
casino online games
casino games
generic cialis reviews
tadalafil citrate
loan online
online payday loans
payday loans online
payday loans online
payday advance
payday advance
viagra 100mg
viagra for sale
generic for cialis
generic cialis
cialis 5 mg
20 cialis
cialis to buy
cialis 5 mg
buy cialis
cialis generic
viagra pill
sildenafil citrate
vegas casino online
online casino
best online casino for money
online casinos usa
best casino online
doubleu casino
generic sildenafil
generic viagra
generic viagra 100mg
viagra online pharmacy
generic for viagra
viagra no prescription
cialis 20mg
cialis generic date
order viagra
WALCOME
viagra dosage
WALCOME
tadalafil citrate
cialis buy cialis
viagra prices
WALCOME
buy cialis
cialis coupon
viagra canada
WALCOME
cialis 5 mg
buy cialis online reddit
where to buy viagra online safely
WALCOME
online casino games real money
online casino real money usa
online casino real money usa
online slots for real money
buy viagra overseas
WALCOME
where to buy generic cialis
cialis coupon
online cialis
cialis online pharmacy
viagra
WALCOME
100mg generic sildenafil lowest price
Новая система подсчета баллов на ЦТ | Коротко о главном
buy viagra
viagra
cialis 20mg
WALCOME
viagra prescription
viagra prices
viagra for sale
viagra cost
viagra dosage
viagra cost
cialis no prescription
Новая система подсчета баллов на ЦТ | Коротко о главном
viagra for sale in usa
viagra without seeing a doctor
buy cialis singapore
cialis long term effects
viagra blindness
viagra pills sale
online pharmacy viagra
WALCOME
cialis professional review
cialis logo
order viagra 50mg
viagra cape town
cheap viagra online canada pharmacy
WALCOME
how viagra works for men
WALCOME
real viagra canada
viagra in sydney
Order viagra online
Low cost canadian viagra
viagra at 18
WALCOME
best viagra sites
viagra online hecha en india
viagra sales in canada
viagra nasal congestion
Order viagra usa
Generic viagra cheap
Free trial of viagra
Get viagra
purchase viagra online
generic viagra fda approved
buy viagra philippines
viagra tablets in chennai
order viagra
soft viagra tabs
acheter viagra sans ordonnance
generic viagra online pharmacy
buy cialis online safely
buy cialis and viagra in the us
viagra tablets for men
generic viagra fast delivery
buy viagra from uk
buy viagra forum
best erectile dysfunction pills
blog topic
best website to buy generic viagra
can you buy viagra connect assessment in usa
cialis generic walmart
cialis 100mg pills
viagra sales australia
sublingual viagra 50mg
what is sildenafil citrate 100mg
what is sildenafil citrate 100mg
buy original viagra online
generic viagra from canada
inexpensive viagra
inexpensive viagra
can you buy furosemide otc
furosemide medicine 20 mg
where can i buy ivectermin
flccc alliance website
cost for ivermectin 3mg
ivermectin for worms in humans
tadalafil online india
generic for cialis in the usa
cheap cialis canadian pharmacy
buy generic cialis
cialis tadalafil
how can i get cheap cialis
roman tadalafil
cheapest online generic cialis
prednisone 20mg for 7 days
prednisone 20mg for 7 days
prednisone 20mg
what is prednisone 20mg tab watson
ivermectin drug
stromectol tab
ivermectin tablets
ivermectin new zealand
ivermectin 9 mg
ivermectin in canada for humans
cialis pill
cialis dosis
ivermectin cream uk
ivermectin 9 mg tablet