Новая система подсчета баллов на ЦТ


Реклама:

Реклама:


>

Несколько дней назад абитуриенты узнали свои баллы за ЦТ по математике — и возмутились. Оказалось, если допустить всего три ошибки, можно «скатиться» до 85, зато если едва ли не случайно «натыкаешь» правильно несколько заданий в части А, то получишь целых 40 баллов. Это стало возможным из-за новой системы подсчета результатов ЦТ, которую ввели в этом году. Преподаватель химии Лицея БГУ Андрей Кульша уверен: нововведение позволит попадать в вузы более слабым абитуриентам, но при этом система не так уж плоха — нужно просто понимать, как именно с ней работать. Специально для TUT.BY учитель объяснил что к чему.

Графики, в которых не указан источник, носят иллюстративный характер для понимания объяснений и не базируются на статистике РИКЗ.


Андрей Кульша. Фото: из личного архива

Почему старая система подсчета баллов (на самом деле) устраивала всех

До 2019 года результат теста зависел от количества выполненных в нем заданий абитуриентом. Сделал легкое задание — получил 1 балл, сделал сложное — получил 3−4. Конечный результат абитуриента отражал, насколько он усвоил школьную программу. Получил 40 баллов? Значит, грубо говоря, усвоил примерно 40% всего, что преподают в школе.

Типичное распределение результата выглядело примерно так: максимум вначале, затем резкий спад, большое плато и в конце снова спад. И этот начальный максимум не был на уровне 50 баллов — обычно где-то 25−30. Это оттого, что у очень слабых абитуриентов всегда есть шанс что-то угадать. Даже если взять и посадить за тест в прямом смысле обезьян, которые не знают ничего, в среднем они «натыкают» баллов на 15. В случае с абитуриентами на этот результат накладываются какие-то знания. Итог: где-то угадал, где-то вспомнил, результат — 30.

Самые мотивированные на обучение в вузе находятся в районе области, указанной на графике: где-то от 40 баллов идет уже адекватное ранжирование абитуриентов. Те, кто набирал ниже 40 баллов, — слабые выпускники. ЦТ по старой системе отлично выполняло задачу отсеивания таких учеников и по сути не допускало их к конкурсу в университеты (кроме тех, где недобор). Но главное: люди, которые набирали от 40 баллов, хорошо ранжировались. И поэтому могли честно конкурировать уже друг с другом.

Коротко:

  • Результат показывал процент знания конкретного абитуриента.
  • Слабые выпускники хорошо отсеивались.
  • Влияние угадывания было незначительным для конкурирующих между собой людей со знаниями выше среднего.

В чем суть новой системы?

Теперь же решили воспользоваться международным опытом — привести все шкалы по разным предметам к единой. Смысл теперь не в том, насколько отдельный человек хорошо знает программу, а в том, насколько он хорошо знает ее в сравнении со средним абитуриентом по стране.

В целом все осталось примерно так же: тот, кто сильнее, набирает больше — как по старой, так и по новой шкале. Но шкала ранжирования стала где-то гуще, а где-то реже — разброс в 10 баллов в разных частях шкалы может быть совершенно неравнозначным.

По таблице получается, что случайное угадывание нескольких заданий в А части даст резкий взлет баллов (вплоть до 50), затем идет практически линейный участок (от 50 до 80) и уже от 80 до 100 снова сильный разброс, где ты можешь допустить пару ошибок — и резко «съехать».

 

Когда абитуриентов оценивают по такой шкале на практике, распределение результатов получается как бы вытянутым (по сравнению со старым) в ровный «колокольчик».

Получается, баллы не отражают, насколько ты сам по себе хорошо знаешь предмет. С математикой — скажем прямо — в среднем по стране дела категорически плохи. Поэтому получить в этом году 50 баллов — это, по большому счету, показать «никакой» результат. Если взять предмет, который традиционно сдают лучше — например, английский, — то здесь уже 50 баллов по новой системе могут о чем-то говорить. Ведь все-таки в среднем абитуриенты знают этот предмет не так уж и плохо — точно не на ноль.

В прошлом году было одинаково легко набрать 60 баллов по русскому и 30 баллов по математике. В этом — 30 по математике превратятся в 60, но 60 по русскому так и останутся 60. Одинаковая сложность по предметам трансформируется примерно в одинаковый балл. В этом смысле справедливость есть.

 

Коротко:

  • «Новые» баллы не отражают реальные знания: так к ним относиться нельзя.
  • Результаты по системе-2019 показывают, лучше ты или хуже относительно других абитуриентов.
  • Новая шкала снизит разброс баллов по разным предметам (пример: раньше по физике были низкие баллы, по русскому — средние, сейчас они станут одинаково средними).

Это на что-то реально повлияет?

С точки зрения отдельного абитуриента может быть несправедливость, и очень серьезная. Особенно это касается тех, кто не самый сильный, а середнячок. В нижней части шкалы разброс за счет случайного угадывания (или неугадывания) получается большим, около 20 баллов — такова погрешность результата.

Одинаково слабые ребята могут иметь результат с разницей в 20 баллов. После двух-трех предметов разброс превращается в 40. Это много, хотя это все еще погрешность. Зато когда мы говорим об уровне, где необходима уже какая-то подготовленность (баллов 60−80), разброс результатов здесь не получится большим, потому что на этом промежутке небольшой разброс первичного балла не превращается в большой разброс тестового. Разрыв в 20 баллов между 70 и 90 — это уже не погрешность, а серьезная разница в уровне абитуриента.

Ситуация: кто-то набрал 70 по химии и 60 по математике. В сумме — 130. Другой — по химии 90, а по по математике 40. Тоже 130! Но один из абитуриентов реально круче по химии, а результат по математике у них разнится на уровне пары ошибок: оба не особо готовились. В результате может пройти тот, кому больше повезло, а не тот, кто сильнее в профильном предмете. И когда не можешь показать разницу на ЦТ, будешь воевать за аттестат, отбивая каждый балл — именно он может стать решающим. Годовые оценки и сейчас «рисуют», а будут еще усерднее.

Суммирование остается справедливым, когда проходной балл очень высокий — там, где ни по одному предмету мы не можем опуститься ниже 70, ведь иначе просто не пройдем. Это касается специальностей, которые снимают все «сливки». Таких меньшинство: все-таки куда чаще мелькают проходные в 250−300 баллов, особенно в областных городах. У «залетных» людей, которые набрали по 50 баллов по математике, но совершенно в ней не разбираются, куда больше шанс попасть в университет.

В это время вузовские преподаватели уже и так лезут на стенку: к ним приходят совершенно неподготовленные люди. В школах натаскивают на тесты, прививают шаблонное мышление и демотивируют сам процесс обучения. Как только человек пытается рассуждать, сопоставлять и анализировать, это категорически не приветствуется. Итог: имеем способных и талантливых детей, которые оболваниваются. Они приходят в университет и просто воспроизводят заученные факты — из таких людей уже сложно что-то сделать. У преподавателей два пути: первый — искать дарования среди массы и работать с ними, второй — учить «для галочки», потому что самим уже пофиг. Чаще, конечно, выбирают последнее.

Коротко:

  • Ценность интервала в 20 баллов получается слишком неравнозначной на «слабом» и на «сильном» уровне.
  • Суммирование оправдано на факультетах с высоким проходным баллом (читайте: в меньшинстве случаев).
  • На большинство факультетов люди со «случайными» баллами получат бóльший шанс поступить.
  • Произойдет снижение общего уровня абитуриентов, как следствие — упадет и ценность образования.
  • Усилится «война за аттестат».

Это можно «пофиксить»?

Любая задача должна комплексно решаться. Проблема не в системе подсчета баллов — она совершенно нормальная, это международная практика. Проблема в том, что правила приема старые, а система — новая.

РИКЗ ушел от процента выполнения заданий и выдал нормальное распределение, отражающее уровень абитуриента среди других. Но вместе с этим вузы (если они заинтересованы набирать сильных людей) должны были отреагировать и ввести пороговые баллы в соответствии со своим профилем. Например: если факультету нужны математики, то ему стоит ввести пороговый балл 70 по этому предмету. Если ты не набираешь его, то твоя сумма даже не рассматривается. А уже если набираешь, то конкурируй с другими достойными. Эта схема лишает факультет «залетных» поступивших, у которых случайные 50 баллов по математике, но натасканный на 90 язык.

Более того, такое нововведение позволило бы, возможно, поднять общий уровень студентов на конкретных факультетах. Это повлияло бы на качество образования в целом: и преподавателям интересно работать с сильными ребятами, и ребятам интересно, когда преподаватели хотят с ними взаимодействовать.

Возможно, это надо будет объяснять самому высокому чиновнику Беларуси: то, что сделали, не работает; работает совокупность. У нас же так: разные организации решают разные задачи и не всегда взаимодействуют между собой. Удивительно, но в стране нередко TUT.BY выступает буфером между учреждениями, ведь иначе они просто «не слышат» друг друга: не хватает пропускной способности бюрократического барьера.

Кстати, а что насчет «частично верных» ответов: это хорошее изменение?

Нажмите, чтобы узнать

Скорее хорошо, чем плохо, потому что это увеличивает разрешающую способность теста. Раньше, если чуть-чуть недорешал задание, все — ноль баллов. Теперь тест стал точнее: при том же количестве заданий мы можем получить большее количество баллов.

На «угадывание» это нововведение никак не влияет. Раньше мы угадывали целое задание, сейчас — его части. Можно не угадать часть задания точно так же, как и целое. Выходит, это как будто увеличение количества заданий.

Это хорошо как раз для сильных абитуриентов, у которых 1−2 сложных задания могут «скинуть» почти 10 баллов: с 100 до 91. Не решить вообще — лишить себя целых 9 баллов, решить частично — можно получить уже 97 вместо 91. Так что в этом смысле хуже не стало.

Categories
tags
Меток нет

98 комментариев

  1. generic sildenafil

    Order Viagra Online

  2. ed meds online

    best ed medication

  3. best non prescription ed pills

    ed pills for sale

  4. ed pills for sale

    buy erection pills

  5. Real cialis online

    Real cialis online

  6. generic cialis

    generic cialis

  7. buy vardenafil

    levitra price

  8. buy vardenafil online

    vardenafil usa

  9. play for real online casino games

    casinos

  10. ocean casino online

    online casino real money paypal

  11. viagra reviews

    generic viagra reviews

  12. casino slots gambling

    parx casino online

  13. generic cialis reviews

    tadalafil citrate

  14. loan online

    online payday loans

  15. payday loans online

    payday loans online

  16. payday advance

    payday advance

  17. viagra 100mg

    viagra for sale

  18. generic for cialis

    generic cialis

  19. cialis to buy

    cialis 5 mg

  20. viagra pill

    sildenafil citrate

  21. vegas casino online

    online casino

  22. best online casino for money

    online casinos usa

  23. best casino online

    doubleu casino

  24. generic sildenafil

    generic viagra

  25. generic viagra 100mg

    viagra online pharmacy

  26. generic for viagra

    viagra no prescription

  27. cialis 5 mg

    buy cialis online reddit

  28. where to buy viagra online safely

    WALCOME

  29. online casino games real money

    online casino real money usa

  30. online casino real money usa

    online slots for real money

  31. where to buy generic cialis

    cialis coupon

  32. online cialis

    cialis online pharmacy

  33. 100mg generic sildenafil lowest price

    Новая система подсчета баллов на ЦТ | Коротко о главном

  34. viagra prescription

    viagra prices

  35. cialis no prescription

    Новая система подсчета баллов на ЦТ | Коротко о главном

  36. viagra for sale in usa

    viagra without seeing a doctor

  37. buy cialis singapore

    cialis long term effects

  38. viagra blindness

    viagra pills sale

  39. order viagra 50mg

    viagra cape town

  40. cheap viagra online canada pharmacy

    WALCOME

  41. real viagra canada

    viagra in sydney

  42. Order viagra online

    Low cost canadian viagra

  43. best viagra sites

    viagra online hecha en india

  44. viagra sales in canada

    viagra nasal congestion

  45. Order viagra usa

    Generic viagra cheap

  46. purchase viagra online

    generic viagra fda approved

  47. buy viagra philippines

    viagra tablets in chennai

  48. order viagra

    soft viagra tabs

  49. acheter viagra sans ordonnance

    generic viagra online pharmacy

  50. buy cialis online safely

    buy cialis and viagra in the us

  51. viagra tablets for men

    generic viagra fast delivery

  52. buy viagra from uk

    buy viagra forum

  53. best erectile dysfunction pills

    blog topic

  54. best website to buy generic viagra

    can you buy viagra connect assessment in usa

  55. viagra sales australia

    sublingual viagra 50mg

  56. what is sildenafil citrate 100mg

    what is sildenafil citrate 100mg

  57. buy original viagra online

    generic viagra from canada

  58. inexpensive viagra

    inexpensive viagra

  59. can you buy furosemide otc

    furosemide medicine 20 mg

  60. where can i buy ivectermin

    flccc alliance website

  61. cost for ivermectin 3mg

    ivermectin for worms in humans

  62. tadalafil online india

    generic for cialis in the usa

  63. cheap cialis canadian pharmacy

    buy generic cialis

  64. cialis tadalafil

    how can i get cheap cialis

  65. roman tadalafil

    cheapest online generic cialis

  66. prednisone 20mg for 7 days

    prednisone 20mg for 7 days

  67. prednisone 20mg

    what is prednisone 20mg tab watson

  68. ivermectin drug

    stromectol tab

  69. ivermectin tablets

    ivermectin new zealand

  70. ivermectin 9 mg

    ivermectin in canada for humans

  71. ivermectin cream uk

    ivermectin 9 mg tablet

Добавить комментарий для generic cialis online Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама:

Сторонняя реклама

Это тест.###This is an annoucement of
Тест.

Статьи
Создание Сайта Кемерово, Создание Дизайна, продвижение Кемерово, Умный дом Кемерово, Спутниковые телефоны Кемерово - Партнёры